Лечение бронхиальной астмы.
Для лечения используются 2 вида медикаментозных препаратов:
- Препараты базисной терапии: применяется ежедневно и длительно для достижения ремиссии заболевания.
- При назначении данной терапии применяют «ступенчатый» подход, при котором интенсивность терапии меняется в зависимости от степени тяжести астмы и уровня ее контроля.
- Количество и частота приема лекарств увеличивается , если контроль астмы ухудшается, и уменьшается , если астма хорошо контролируется. В случае хорошего контроля астмы и легком ее течении базисная терапия может не назначаться.
- Чаще всего для базисной терапии назначаются ингаляционные гормоны (флутиказон, будесонид, беклометазон) в связи с их высокой эффективностью. Однако в случае их недостаточной эффективности назначают комбинированные препараты (сочетание ингаляционного гормона с бронхорасширяющим препаратом).
- При легком течении астмы, а также в комбинации с другими препаратами для базисной терапии астмы используют и антилейкотриеновые препараты (монтелукаст).
- Препараты при неотложной помощи : применяют только в случае обострения астмы.
- Наиболее эффективными препаратами для облегчения симптомов являются бета-2-агонисты с быстрым началом действия (сальбутамол, фенотерол), также используют комбинацию фенотерола с ипратропием (преимущественно у детей до 3 лет ).
- В случае тяжелого или затяжного приступа в лечении используются гормональные препараты в виде инъекций, таблеток или растворов для небулайзера.
- Увеличение потребности в симптоматических препаратах указывает на плохой контроль астмы и требуют визита к врачу для коррекции базисной терапии.
Под контролем ли астма?
Как можно понять, что лечение подобрано правильно?
Использует ли ребенок ингалятор для купирования приступа более двух раз в неделю (без учета ингаляций перед физическими упражнениями)? Просыпается ли ребенок из-за появления симптомов астмы чаще 2 раз в месяц? Если на любой из них ответ «да», значит, астма находится не под контролем. Но не надо сдаваться! Стоит пересмотреть план действий и внести в него изменения. Любые проблемы, которые затрудняют выполнение плана, нуждаются в обсуждении. Практически каждая проблема может быть решена.
Мониторинг состояния при помощи пикфлоуметрии
Пикфлоуметр — это несложный прибор для оценки состояния дыхательных путей, который может предупредить о приближающемся обострении астмы, даже тогда, когда у ребенка еще нет никаких жалоб.
Следует обязательно показать ему и его родителям, как правильно пользоваться данным прибором.
Пикфлоуметр показывает, сколько воздуха ребенок может быстро и сильно выдохнуть за один выдох. Это помогает определить, насколько хорошо проходимы бронхи в данный момент времени. Внешний вид пикфлоуметра, которым пользуется ребенок, может отличаться то того, что показан на рисунке, но это не имеет значения, так как абсолютно все пикфлоуметры работают по одному принципу и выдают сопоставимые результаты.
Маркёр необходимо установить на нулевой отметке или на минимальном значении, с которого начинается шкала. Ребенок должен находиться в положении стоя, если это выполнимо. Ему необходимо сделать максимально глубокий вдох.
Ребенок должен взять в рот мундштук. Если он не может проделать это сам, родителям необходимо ему в этом помочь. Далее ребенку надо сделать один выдох в мундштук, причем так сильно и резко, как только он сможет.
Родители должны записать значение шкалы прибора, на котором остановился маркёр. Затем необходимо вернуть маркёр в исходное положение. После чего, проделать данный тест еще два раза. Из трех полученных значений выбирается наибольшее. Это и будет тот показатель, на который родителям следует ориентироваться в дальнейшем, оценивая течение астмы у ребенка.
Личный наилучший показатель – это наибольшее значение, которое имело место на протяжении одной или двух недель, в течение которых у ребенка не наблюдалось ни одного проявления астмы и не было ни одной жалобы. Все прочие результаты пикфлоуметрии следует сравнивать с личным наилучшим показателем.
Показатели пикфлоуметрии – что они означают
Родителям необходимо помнить, что значение показателя пикфлоуметрии ниже 80% от личного наилучшего показателя ребенка может свидетельствовать о начале обострения астмы. Так же, что значения показателя пикфлоуметрии в разные дни могут отличаться, так как они зависят от многих факторов.
- Возраст. По мере взросления и роста ребенка, его бронхи и легкие так же растут и развиваются, а значит и значение его личного наилучшего показателя должно улучшаться.
- Уровень контроля заболевания. Если правильно контролировать это заболевание, то значение личного наилучшего показателя так же будет возрастать.
- Обманные показатели. Ребенок может научиться подделывать показатели пикфлоуметрии. Как и все дети, он может получить «завышенный» результат, если ему хочется, чтобы его похвалили, либо, наоборот, создать «заниженный» показатель, если ему необходимо, чтобы родители отнеслись к нему с повышенным вниманием и заботой. Поэтому родителям необходимо помнить, что ни в коем разе не следует укорять или ругать ребенка за плохие показатели пикфлоуметрии.
Разработка Плана действий
Родители заполняют вместе с лечащим врачом план действий. Можно сделать дополнительные копии заполненного плана и разместить его в тех местах, где он может понадобиться. Необходимо определить, в какой из трех зон находится ребенок в настоящий момент.
- Зеленая зона = здоров. Симптомы астмы отсутствуют. Показатели пикфлоуметрии нормальные или не ниже 80% от нормальных. При контролируемой астме показатели пикфлоуметрии ребенка находятся в зеленой зоне.
- Желтая зона = осторожность. Показатели пикфлоуметрии снижены и находятся в пределах 60-80% от нормальных или присутствует неярко выраженная симптоматика. Это может быть началом обострения. Быстрые действия могут предотвратить его развитие. Если ребенок часто находится в желтой зоне, план действий должен быть пересмотрен.
- Красная зона = опасность. Показатели пикфлоуметрии ребенка падают ниже 60% от нормальных, симптомы астмы выражены умеренно или ярко — это обострение. Необходимо принять срочные меры по его купированию!
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Имя _______________________________
Личный наилучший показатель________
Дата_______________________________
Зеленая зона |
Желтая зона |
Красная зона |
Показатели пикфлоуметрии выше_________ (80%).
Симптомы астмы отсутствуют. Астма не возникает по пути в школу, во время физической активности или во время сна. |
Показатели пикфлоуметрии в интервале между _______ (60%) и ________ (80%).
Симптомы желтой зоны: o Кашель o Свистящее дыхание o Одышка o Чувства сдавления грудной клетки o _________________ o _________________ o _________________ o _________________
|
Показатели пикфлоуметрии менее_________ (60%).
Симптомы желтой зоны: o Постоянный кашель или свистящее дыхание o Симптомы астмы, неожиданно возникающие в ночное время o Одышка в покое o Более тяжелые симптомы (см. ниже) |
Препараты для ежедневного контроля астмы: _______________________ _______________________ _______________________
|
||
Прием препаратов за ____ минут до выполнения физических упражнений: _______________________ _______________________
Другие препараты: _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
|
Медикаменты быстрого действия: _______________________ _______________________ Препараты длительного контроля. Увеличение дозы в течение ____ дней. _______________________ _______________________ Другие препараты. Прием в течение ___ дней. _______________________ _______________________
|
Медикаменты быстрого действия: _______________________ _______________________ Препараты длительного контроля. Увеличение дозы в течение ____ дней. _______________________ _______________________ Другие препараты. Прием в течение ___ дней. _______________________ _______________________
|
Осмотр врача каждые ____ месяца. Телефон: (___)___________________
|
Обратиться к лечащему врачу, если ребенок находится в желтой зоне в течение ______ дней. Телефон: (___)___________________
|
Вызывайте «скорую помощь» если: · Дыхание ребенка очень быстрое или тяжелое. · Втягивание кожи в межреберьях, в ямке над грудиной и под грудиной («под ложечкой») за счет интенсивного сокращения мышц. · Ребенок не может ходить или говорить из-за одышки. · Его губы синеют.
|