В каждом маленьком ребенке
И в мальчишке и в девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать
Все хватать, ногами дрыгать
А иначе он взорвется, трах-бабах!
И нет его!
Песня из мультика «Обезьянки, вперед»
Подвижный, неугомонный, импульсивный, рассеянный… всегда неудобный ребенок для родителей и педагогов. От его фокусов они приходят в отчаяние, зачастую с ребенком не может справиться никто даже из близкого окружения. Этим гиперактивный ребенок и отличается от темпераментного холерика. У таких сорванцов, утверждают психотерапевты, есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этому синдрому подвержено до10 процентов детей, причем большинство среди них составляют мальчики, а не девочки. Соотношение здесь примерно от 3:1 до 9: 1.
Увы, механизм развития СДВГ до конца не изучен. Считается, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это функциональная незрелость центральной нервной системы ребенка. При этом интеллект может быть развит достаточно хорошо. Большое значение придают генетическому фактору и раннему органическому поражению центральной нервной системы. Провокаторами могут быть: токсикоз во время беременности, обострение хронических заболеваний у будущей мамы, злоупотребление ею алкоголем, тяжелые стрессы до родов и пр. А еще перенесенные ребенком в младенческом возрасте сотрясения мозга, ушибы, инфекционные заболевания с высокой температурой и др.
Вся проблема — в импульсивности, невнимательности, расторможенности ребенка. Он всегда и во все сует нос, ему все интересно — что это там на полке, в стиральной машине и т.д.? Рядом с такими детьми все падает, летает, ломается. В школе с «вечными моторами» одни проблемы. Учитель пол-урока тратит на то, чтобы угомонить гиперактивного смутьяна, который привлекает к себе внимание, срывая занятия. Он просто не дает учиться другим: отвлекается, выкрикивает что–то с места. Причем это не намеренное желание похулиганить и вывести из педагога, просто ребенок «не знает», как иначе. Потому довольно часто таких детей хотят вытеснить из коллектива — перевести на домашнее обучение. Но для них это решение взрастит еще большую проблему: социальная незрелость таких детей и симптомы СДВГ будут только усугубляться.
Однако у таких детей немало положительных качеств. Как правило, они веселые, общительные, не могут долго накапливать обиду, потому что быстро переключаются. С другой стороны, дети с СДВГ часто попадают в опасные ситуации - они не задумываются о последствиях своих действий, что становится причиной травм и несчастных случаев. Анализировать свои слова им не удается, а это оборачивается конфликтами со сверстниками и учителями. В общем, сплошной «порыв и импровизация».
Если не корректировать со специалистом такое поведение, клинические симптомы СДВГ в 50 — 80 процентах случаев переходят в подростковый возраст, дело усугубляется еще и агрессивностью. Ведь за свою жизнь ребенок накопит тяжкий багаж негативного отношения к себе. Его одергивали, стыдили, критиковали. Он привык защищаться, выпуская острые колючки. Потому начинает выдавать жесткие протестные реакции. Последствиями этого могут стать алкогольная и наркозависимость, формирование асоциального поведения и пр.
Врачи говорят, как отличить холерика от гиперактивного ребенка: первый может делать все очень быстро — говорить, двигаться, выполнять какие–то задания. При этом большинство начатых дел холерик доводит до конца. А вот гиперактивный ребенок сконцентрироваться на одной задаче и завершить ее не в силах. Такой ребенок, начиная что–то, тут же его бросает.
Важно понимать, что гиперактивный ребенок - это не плохо воспитанный ребенок, который все крушит–ломает и не признает авторитетов, а ребенок с особенностями развития. Конечно, мудрости и терпения по отношению к таким детям нужно, пожалуй, раза в три больше, чем обычно. Прежде всего, надо знать, что для этих сорванцов необходимо четкое планирование дня: обязательный ритуал ежедневных дел дает настроиться на спокойный лад. Родителям стоит подавать собственный пример рассудительности, ведь, как говорится, долог путь наставлений, краток путь примера. Здесь чрезвычайно важно обозначить конечную точку завершения любого начатого дела. Например, Ваш внук сходил в бассейн всего три раза, больше не хочет — не нравилось. Все равно фиксируйте его внимание на позитивности этого опыта: он молодец, теперь не боится воды, научился нырять. Необходимо это, чтобы у ребенка не терялась мотивация. Поскольку дети с СДВГ имеют неустойчивую самооценку, для них очень важно моральное поощрение. Но хвалите его по отношению только к нему самому: не умел раньше, а научился, не понимал раньше, а теперь разбирается! Обязательно учите ребенка становиться на позицию другого человека, чтобы показать, насколько его поведение недопустимо. Работа эта кропотливая, длительная, на перспективу. И растягивается порой не на один год.
Из лекарств часто таким детям назначают ноотропы — средства, которые усиливают снабжение мозга кислородом, таким образом улучшая память, концентрацию внимания и др. Кому–то из ребят нужны успокоительные или противотревожные средства. Все решается врачом только индивидуально.
Стоит направить кипучую энергию ребенка в активные физические занятия, не требуя олимпийских высот. При этом лучше занять его каким–то групповым видом спорта. Ведь в команде победа одна на всех и неудачи тоже делят поровну. Все это важно для гиперактивных детей потому, что они глубоко переживают поражения и критику, которые касаются лично их. А командный дух поднимает их на небывалую высоту. Ведь обязательно в жизни таких суперживчиков должен быть дружественный микросоциум, где их принимают и ценят.
Подготовила врач по медицинской профилактике
Алексейчик Г.П.
Учреждение здравоохранения “ЛИДСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ
РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА”
ул.Мицкевича 1 231300 г.Лида
Тел.: гл.врач 55-03-03, гл.бух. 52-87-67.
Факс 52-53-00 E-mail: